Пятница, 19.04.2024, 04:20
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ №2 им.Г.Я.Борисенко" г.Назарово Красноярского края

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Меню сайта

Подать заявление в 1 класс:

Вы можете на едином портале государственных услуг





Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 28

Пед.практика_Чепикова АИ

Опыт реализации технологии формирующего оценивания на уроках математики в основной школе.

Чепикова Анастасия Игоревна, учитель математики  МБОУ «СОШ №2 им. Г. Я. Борисенко» г. Назарово Красноярского края

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед нами ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочных ресурсов. Мы-педагоги должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Разрабатывая программу повышения качества образования школьная команда определила применение формирующего оценивания, как эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Поэтому мне, как учителю предстояло выстраивать новую систему оценивания, которая предполагает включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, и формирования у них навыков оценочной самостоятельности.

Критерии, по которым в дальнейшем оценивается их деятельность, ученики разрабатывают совместно с педагогом. Данный подход к оценке достижений школьников в учебной деятельности отвечает требованиям к реализации формирующего оценивания в образовательном процессе.

Основными отличительными чертами формирующего оценивания от традиционного можно назвать следующие аспекты:

1. Формирующее оценивание, в первую очередь, направлено на ученика и совершенствование процесса учения, а не на учителя и преподавание.

2. Использование данного подхода предполагает высокий профессионализм учителя, который решает, что и как оценивать.

3. Формирующее оценивание требует активного участия обучающихся, что способствует более глубокому изучению материала, развитию навыков оценочной самостоятельности, повышению их учебной мотивации. При этом педагоги также проявляют активность, работая над вопросами: «Что я должен и могу дать своим ученикам?»; «С помощью, каких оценочных инструментов я смогу отследить уровень их знаний, умений и навыков?»; «Что мне изменить в своей методике преподавания, чтобы повысить успеваемость учащихся?». Получить ответы на данные вопросы учителю помогает постоянное взаимодействие с учениками, которое также способствует новому осмыслению и совершенствованию преподавательской деятельности.

4. Оценка, а не отметка, улучшение качества преподавания и учения, а не основа для выставления баллов за выполненную работу выступают целью формирующего оценивания.

5. Данный подход в оценивании учитывает не только потребности учителей и учеников, но и характеристики изучаемых предметов, что выражается в использовании различных форм и критериев оценивания для учащихся разных классов.

6. Оценивание представляет собой постоянно действующий в классе механизм обратной связи. С одной стороны, учитель, используя различные техники, информирует учащихся об их достижениях в учебной деятельности. С другой стороны, учащиеся своими знаниями и умениями постоянно показывают учителю, насколько его преподавательская деятельность является эффективной и полезной.

7. Формирующее оценивание предполагает высокий уровень преподавания, а именно систематичную, подвижную и эффективную работу педагога. Деятельность учителя и учеников должна строиться на диалоге, взаимодействии друг с другом, совершенствовании полученных знаний, обсуждении проблемных вопросов и постоянной оценке собственных работ.

Сегодня учебный процесс открыт для всех субъектов образовательного процесса. В начале урока мы с учащимися обсуждаем цель и задачи урока, а также критерии оценивания работ, выполнение которых направленно на достижение поставленной цели.

Я задаю учащимся в классе большое количество открытых проблемных вопросов: «Почему вы так думаете (считаете)?», «Объясните (приведите аргументы)?», «Установите взаимосвязь?», стимулирующих на осмысление изучаемого материала, проверку полученных знаний, наличия познавательного интереса и усиления учебной мотивации. В данном случае отличие от традиционного подхода в оценивании заключается в том, что учитель, получая от учеников обратную связь, я корректирую свое преподавание.

Например, при проверке сформированности математических умений учащихся с помощью формирующего оценивания можно выделить следующие уровни:

Первый уровень проверяет знания учеников, умение их использовать при решении задач по алгоритму.  Примером задания, проверяющего данный уровень, может являться знание формулы периметра и вычисление на её основе периметра класса.

Для проверки второго уровня – уровня понимания материала, учащиеся должны не только знать формулы и решать задачи по алгоритму, но и уметь рассуждать, анализировать ситуации.

Использование полученных знаний при решении практических задач на примере определенной и понятной для учащихся жизненной ситуации будет являться заданием для проверки третьего уровня – уровня применения.

Например: «Измерь размеры своей комнаты и посчитай, какое количество материалов (обои, половая краска, потолочная плитка) и на какую сумму необходимо приобрести для её ремонта, предварительно узнав цены на данные материалы». Придумай свою задачу про ремонт квартиры.

При построении новой системы оценки одной из первостепенных задач преподавательской деятельности является не только проверка и оценка уровня учебных и внеучебных достижений учеников, но и формирование умения проверять их самостоятельно, то есть использовать в своей учебной  деятельности навыки рефлексии, самооценки.

Такую оценку субъектам образовательного процесса я провожу, например, перед проверочной работой, на которой предлагаю учащимся выполнить задания, аналогичные тем, которые они решали на предыдущих уроках. Эта оценка позволяет определить уровень владения материалом каждого из учащихся, а также помогает сформулировать для них новые учебные задачи, что будет свидетельствовать о переходе на новый цикл развития и обучения.

Рассмотрим работу в классе, в ходе которой можно использовать приёмы формирующего оценивания.

Пример 1.

На уроке учитель объединяет детей в пары и, представив задания на доске, предлагает учащимся их выполнить без дальнейших комментариев. На протяжении урока он наблюдает за теми учащимися, которые на предыдущих занятиях не могли справиться с аналогичными заданиями. В конце урока в ходе общего обсуждения педагог помогает данным учащимся отвечать на вопросы и объяснять свои действия, обсуждает с ними вклад в урок каждого из учащихся, а также говорит о своих собственных наблюдениях за работой в парах (см. табл. 3).

Пример 2.

В начале урока учитель раздаёт учащимся проверенные письменные работы, выполненные ими на предыдущем занятии, но при этом не комментирует допущенные ошибки. После чего ученикам в группах предлагается прочитать работы и определить сильные и слабые стороны каждой из них, делая рекомендации авторам по улучшению их качества. Далее данные рекомендации выносятся на совместное обсуждение педагога и учащихся не только с целью осознания каждым из учеников допущенных ошибок, но и для составления общих требований к работе, которые каждый ученик можно использовать в качестве критериев при оценке своих собственных работ.

Пример 3.

Накануне самостоятельной работы, учитель, разделив учащихся на небольшие группы, предлагает им составить на листочках список ключевых моментов, которые необходимо знать к следующему уроку. После чего данные листочки вкладываются в начало их тетрадей. На основе дальнейшего совместного обсуждения целей урока, которые совпали с теми, что учащиеся обозначили в своих листочках, делаются выводы о том, что необходимо в качестве домашнего задания к следующему уроку (см. табл. 1).

Пример 4.

В начале урока ученики работают над заданием в парах. Далее пары объединяются в группы для обмена проблемными вопросами, которые возникли при выполнении заданий. Ученики в группах отвечают на вопросы друг друга и определяют те, на которые не могут найти ответа и которые можно задать учителю, либо другим группам в середине урока, чтобы успешно справиться с заданием (см. табл. 4).

На заключительном обсуждении учитель запланировал разбор проблемных вопросов и полученных ответов в целом классе.

Таким образом, я считаю, что каждому учителю для совершенствования своей деятельности необходимо:

- уметь ставить учебные цели и задачи;

- проводить рефлексивный анализ, позволяющий определить степень их достижения;

- выявлять проблемные поля учения и преподавания, не позволяющие школьникам достичь более высоких уровней овладения материалом.

А учащимся в процессе обучения необходимо не только получать обратную связь от учителей и одноклассников, но и вырабатывать умение адекватной самостоятельной оценки своего учебного процесса. И именно приемы формирующего оценивания способствуют этому

При включении формирующего оценивания в образовательный процесс необходимо учитывать ряд условий:

1) использование различных инструментов, внедрение новых методик при данной форме оценивания требует определённой организации учебного процесса: активного взаимодействия учащихся в парах и группах при обсуждении проблемных вопросов, постановки учителем открытых вопросов, рефлексивного анализа выполненной деятельности и др.;

2) результаты формирующего оценивания можно использовать не только для усовершенствования процесса обучения, но и для коррекции учебного процесса – его планирования, повышения учебной мотивации и самооценки учащихся.

3) введение новой формы оценивания связано с изменением личного педагогического стиля учителя, его понимания своей роли и своих действий в отношениях с учениками. Также надо отметить, что постоянная отчетность и внимание к оценочному процессу, соблюдение правил его применение занимает у учителей большое количество времени.

Таким образом, оценивание – один из важнейших элементов процесса обучения. При отсутствии данного звена в ходе урока ни ученик, ни учитель не получают обратной связи о результатах своей деятельности, которые необходимы для корректировки и совершенствования процессов учения и преподавания.

Формирующее оценивание, направлено и работает на ученика, оно устраняет недостатки традиционной системы оценки и тем самым меняет сложившуюся практику. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне сдвинуть акцент на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей.

Для себя я выделила пять принципов формирующего оценивания  - 5 «Я»:

1.        Я обеспечиваю обратную связь, комментируя деятельность учащихся.

2.        Я включаю учащихся в организацию процесса собственного обучения.

3.        Я применяю методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

4.        Я создаю условия для мотивации ученика.

5.        Я развиваю у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.

Анализируя свою деятельность по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания я сделала вывод, что только системная целенаправленная работа способствует развитию обучающегося необходимых компетенций, что является основой для достижения результатов, предъявляемых нам федеральным государственным образовательным стандартом.

В настоящее время сложившаяся система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В применяемой мной системе оценивания используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.  Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей.

Для себя я выделила пять принципов формирующего оценивания:

1.        Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.

2.        Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3.        Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

4.        Учитель создаёт условия для мотивации ученика.

5.        Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.

Исходя из вышесказанного, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается развитие у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

Вход на сайт










ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Единый общероссийский номер «Телефон доверия»

8-800-2000-122

(звонок бесплатный с любых телефонов, круглосуточно)

Телефон доверия экстренной психологической помощи

8-800-100-34-94

Куда обратиться в городе Назарово "горячая линия"




Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz