Направление: Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов
Название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог» Ключевые слова образовательной практики: экологическая культура, явления, любознательность, бережное отношение, наблюдательность.
Практика реализуется на: уровне дополнительное образование детей, возраст 11-14 лет.
Автор: Купреева Н.Н., учитель биологии и географии МБОУ «СОШ № 2 им. Г.Я.Борисенко» г. Назарово, 1кв.категория
Педагогическая практика направлена на следующих участников образовательного процесса:
- учителя-предметники;
- педагоги дополнительного образования;
Масштаб изменений:
- уровень образовательной организации;
Описание практики: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика: Программа имеет естественно - научную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения ребенка 11-14 лет в мир экологии, растений и животных на основе исследований. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Актуальность:
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания учащихся в этой сфере, сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся.
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
Познавательные:
- Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
- Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
- Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
- Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
- Развить умение проектирования своей деятельности;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания;
- Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
- Совершенствовать навыки коллективной работы;
- Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
Какова основная идея: Программа рассчитана на 2 года обучения (в объеме 140 часов) состоит из 2 блоков: экология растений, животных и экология человека (1 год обучения), (2 год обучения) экологический мониторинг. Таким образом, наблюдается преемственность знаний, умений и навыков учащихся на протяжении 2 лет обучения в школе.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся: в условиях школьного кабинета и природы, экскурсии в березовую рощу.
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.): Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, творческо-продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению экологии. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать с окружающим миром, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Результаты: Участие не менее 55 % учащихся в муниципальных, региональных мероприятиях, наличие не менее 15% победителей и призеров муниципальных, региональных мероприятий.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики: 1 год обучения –это защита групповой исследовательской работы, 2 год обучения защита индивидуальной исследовательской работы, победа в краевых конкурсах олимпиадах естественнонаучной направленности.
Сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся образовательной практикой:
- консультационное сопровождение;
- предоставить методические материалы;
- провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.;
Данная программа прошла общественную экспертизу, и будет опубликована в ближайшее время на сайте: Красноярский краевой центр Юннаты, а также является финалистом VII Краевого конкурса дополнительных общеобразовательных программ.
Программа кружка «Юный эколог»
- Ссылки видеоматериалов:
- https://youtu.be/gBIvdAqzq8c,
- https://youtu.be/omfTgtqxn3c