Воспитательная практика: «Школьное самоуправление как один из инструментов формирования всесторонне-развитой личности»
- На каком уровне общего образования реализуется практика:
- Средняя ступень (5-9кл.)
- Старшая ступень (10-11кл.)
- На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика:
- обучающиеся
- родители
- классные руководители
- педагоги дополнительного образования
- педагоги-организаторы
- Масштаб изменений: уровень образовательной организации
Школьное самоуправление – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.
В основу системы школьного самоуправления в учреждении заложены принципы, содержание и направления деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Основная цель школьного самоуправления – привлечение каждого учащегося учреждения к участию в жизнедеятельности учреждения, повышение его социальной активности, развитие его творческого потенциала и лидерских качеств.
- Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика:
Основная цель школьного самоуправления – привлечение каждого учащегося учреждения к участию в жизнедеятельности учреждения, повышение его социальной активности, развитие его творческого
Основные задачи школьного самоуправления:
- определение приоритетов детских интересов и реализация их на практике;
- создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности;
- создание возможностей для самоуправления, развития инициативы, самодеятельности детей и подростков;
- реализация механизмов выявления, формирования и соглашения интересов детей и подростков в учреждении, развитие умения связывать свои интересы с интересами других людей;
- создание условий для участия детей в социально направленной деятельности;
-формирование у детей и подростков национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку;
- приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-проведение учебных, оздоровительных, спортивных и иных массовых мероприятий, связанных с функционированием системы воспитания учреждения;
- развитие связей и сотрудничества членов ученического и педагогического коллективов учреждения.
- Какова основная идея/суть/базовый принцип практики?
Детское самоуправление в любом образовательном учреждении дает возможность каждому школьнику показать себя, реализовать свои идеи и способности, готовит учащихся жить в современном обществе. Система школьного самоуправления в учреждении основана на принципах, содержании РДШ и структурируется в соответствии с его направлениями:
- Личностное развитие (творчество, популяризация здорового образа жизни и спорта, профессиональная ориентация),
- Гражданская активность (добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, природоохранная деятельность),
- Военно-патриотическое направление (деятельностью юных армейцев, пожарных и юных инспекторов движения),
- Информационно-медийное направление (поддержка талантливых юных журналистов; создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях; проведение пресс-конференций, фестивалей и творческих конкурсов для школьников).
- Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика?
С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика. Широко применяется в работе методика КТД И.П.Иванова, где роль органов самоуправления - главная:
- подготовка дел при помощи специально созданных для этого штабов и советов;
- работа инициативных групп;
- следование цепочке: коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ и оценка;
- Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика?
К результатам функционирования модели ученического самоуправления в МБОУ "СОШ №2 им. Г.Я.Борисенко" можно отнести следующее:
1. включение учащихся в управление школой;
2. распределение обязанностей класса между классным руководителем и ученическим активом;
3. систематизирована работа штабов и совета командиров;
4. созданы условия для развития всесторонне-развитой личности;
5. созданы новые общественные отношения, основанные на принципах толерантности;
6. происходит личностный рост учащихся, происходит активизация его творчества, самоопределения и самореализации;
7. повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.
- Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
Количество обучающихся участвующих в общественно-полезной деятельности.
Результаты участия.
Положение о школьном самоуправлении